Башенные сооружения

САМОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ ДЛЯ МОНТАЖА МАЧТОВЫХ СООРУЖЕНИИ

without comments

Для монтажа мачтовых сооружений в проектном положении методом наращивания применяют самоподъемные (ползучие) краны: ПКР — ползучий кран для монтажа решетчатых мачт преимущественно трехгранного сечения; ПКТ — ползучий кран для монтажа трубчатых мачт; СПК и ПК — самоподъемные краны для монтажа решетчатых мачт. Тип и грузоподъемность кранов зависят от конструкции мачты, подлежащей монтажу, а именно от размеров поперечных сечений, массы и размеров секций, типа и сечения оттяжек, а также от наличия или отсутствия площадок, кабин, рей и каких-либо других устройств на стволе мачты. Грузоподъемность существующих самоподъемных кранов 0,5—25 т. Принцип работы самоподъемных кранов заключается в том, что кран, расположенный на какой-либо секции мачты, поднимает с земли и устанавливает в проектное положение следующую секцию, затем поднимается вверх и закрепляется на ней. В этом положении производят установку

следующей секции и т. д. Оттяжки, элементы площадок и другие конструкции также поднимают и устанавливают краном в проектное положение. Краны всех вышеперечисленных типов, отличаясь грузоподъемностью, различными конструктивными формами и размерами частей, имеют аналогичные рабочие схемы: все полноповоротные, в верхней части у них расположен поворотный оголовок. Краны типа ПКР (ПКР-2, ПКР-4, ПКР-5, ПКР-6, ПКР-7) имеют на поворотном оголовке укосину с постоянным вылетом, не меняющимся в период монтажа мачты. Эти краны устарели и почти не применяются. Краны типа ПКТ (ЛКТ-5, ПКТ-6, ПКТ-8) имеют на поворотном оголовке стрелу с переменным вылетом и предназначены для монтажа сварных трубчатых мачт, которые в последние годы применяют редко. Краны типа СПК — самоподъемные краны (СПК-8, СПК-12) и краны типа УСПК — универсальные самоиодъемиые краны (УСПК-5, УСПК-8, УСПК-15) широко распространены. Они имеют переменный вылет, изменение которого осуществляется стреловым полиспастом и лебедкой. Грузоподъемность их зависит от вылета. Цифра, стоящая в конце шифра крана, указывает на максимальную грузоподъемность при минимальном вылете крюка. Универсальность кранов типа УСПК состоит в том, что этими кранами можно осуществлять монтаж решетчатых мачт разной ширины и трубчатых мачт из прокатных труб. Производят это путем набора сменных опорных устройств кранов. Вращение поворотного оголовка кранов всех типов производят с помощью поворотного круга, каната, намотанного вокруг него, и двух ручных лебедок. Поворотный оголовок установлен на стволе крана, который может иметь решетчатое, квадратное сечение с поясами и решеткой из уголков или горячекатаной или сварной трубы. В нижней части ствола расположены опорные устройства, с помощью которых кран закрепляют на монтируемой мачте. В верхней части устройства, находящиеся на уровне верха смонтированной секции мачты и используемые при перестановке обоймы крана, позволяют закреплять ствол против смещения в горизонтальных направлениях. Ствол крана охватывает обойма, также имеющая решетчатую конструкцию квадратного сечения с поясами и решеткой из уголков. При перестановках крана ствол скользит ^нутри обоймы, для чего в верхнем и нижнем ее концах имеются направляющие бобышки. В верхней части обоймы расположены опорные устройства такой же конструкции, как в нижней части ствола крана. В нижней части обоймы имеются устройства, используемые при перестановке ствола мрана, закрепляющие ее против смещения в горизонтальном направлении. Вся вертикальная нагрузка при работе крана передается через нижние опорные устройства ствола. Обойма воспринимает только горизонтальные усилия. Самоподъемные и ползучие краны закрепляют к монтируемой мачте с помощью опорных столиков, приваренных к ее конструкции. Кроме столиков в распорках или других элементах мачты делаются отверстия для закрепления опорных устройств, расположенных вверху ствола крана и внизу обоймы и воспринимающих горизонтальные аилы. Лебедки кранов устанавливают на земле на расстоянии ‘/3 высоты мачты от фундамента мачты. Сбегающие канаты полиспастов направляются вниз к лебедкам через отводные блоки, закрепленные у фундамента мачты. Для перестановки крана на новую стоянку верх крана после установки и закрепления новой секции мачты в проектном положении закрепляют за верх установленной секции, а опорные устройства обоймы освобождают. Обойма поднимается вверх на высоту перестановки крана, скользя направляющими по его стволу. Подъем обоймы осуществляют с помощью грузового полиспаста крана, нижний блок которого закрепляют за конструкции обоймы. В новом положении обойму крепят к мачте верхними и нижними опорными устройствами — в таком положении она служит опорой для подъема ствола крана. Подъем ствола крана вместе с поворотным оголовком производят с помощью специального полиспаста, верхний блок которого закреплен на обойме, а нижний — внизу ствола крана. При перестановке ствола крана опорные его устройства открепляют от мачты, а на новой стоянке вновь закрепляют к конструкциям мачты.

Самоподъемный кран СПК-8 грузоподъемностью 8 т (рис. 14) предназначен для монтажа мачт, несущих большую технологическую нагрузку.

В основном он применяется для монтажа типовых телевизионных мачт высотой 235 и 350 м, имеющих решетчатый ствол четырехгранного сечения размером 2,5×2,5 м, а также мачт другого назначения с таким же сечением. Кроме того, кран используют для монтажа мачт трехгранного сечения с ба-3ои размером 2,8 и 2,5 м. Он имеет решетчатый ствол Ляицой 19,2 м квадратного сечения размером 600Х Х600 мм, в середине которого расположен монтажный стык на стыковых накладках, закрепленных болтами.

Для обеспечения жесткости поперечного сечения в стволе имеются листовые диафрагмы. Поворотный оголовок ирана, имеющий решетчатую конструкцию прямоугольного сечения, охватывает ствол крана. Решетчатая часть оголовка заканчивается вверху жесткой поперечной диафрагмой, под которой расположена сферическая опора, воспринимающая вертикальную реакцию оголовка и горизонтальную любого направления и передающая нагрузку на торец ствола крана- В верхней лицевой части поворотного оголовка на осях укреплены ролики стрелового полиспаста и отводные ролики для канатов грузового полиспаста. Ходовые нитки обоих полиспастов идут внутрь ствола крана через отверстие в сферической -опоре. К нижней части поворотного оголовка нa болтах прикреплен поворотный круг диаметром 2 м. В уровне поворотного круга расположена вторая горизонтальная опора поворотного оголовка, состоящая из двух катков, оси которых закреплены в горизонтальных фасовках поворотного круга. Катки находятся со стороны стрелы крана, так как горизонтальная сила, прижимающая оголовок, всегда действует с этой стороны. На стволе крана в уровне поворотного круга приварен круг качения, по которому катятся катки при повороте оголовка. Стрела крана длиной 5200 мм имеет в плане трапециевидное очертание. Нижний конец ее шарнирно крепится к поворотному оголовку, а к верхнему концу прикреплена тяга трехниточного стрелового полиспаста. Грузовой полиспаст запасован в две нитки канатом диаметром 22,5 мм, причем оба конца идут на лебедки. На конце стрелы по обе стороны на общей оси находятся два ролика грузового полиспаста для двух ниток. Эти канаты идут вдоль стрелы, снаружи ее, к роликам, расположенным у основания поворотного оголовка на поворотном круге, и, огибая их, направляются к роликам, находящимся на верху оголовка, а оттуда попадают внутрь ствола крана. Сложный путь ходовых ниток позволяет исключить запрокидывание стрелы на поворотный оголовок. Грузоподъемность крана переменная: 8 т — при вылетах стрелы до 3 м и 3 т — при вылетах 3—б м. Ступенчатый график грузоподъемности принят из следующих соображений: грузы массой более 3 т (секции мачты и оттяжки) поднимают на вылетах не более 3 м, а все остальные конструктивные элементы, имеющие массу менее 3 т, поднимают и устанавливают на вылетах более 3 м. Поэтому графика, построенного в соответствии с фактически несущей способностью крана, не требуется. При работе же крана руководствоваться ступенчатым графиком проще, а кроме того, он способствует безопасности ведения работ. Обойма крана решетчатая четырехгранная сечением 700×700 мм с поясами и решеткой из уголков. В верхнем и нижнем сечениях обоймы расположены бобышки — направляющие, скользящие по обушкам поясных уголков ствола крана при его перестановке. Опорные устройства крана состоят из переставных опорных балок, опорных консолей и балансирных шпренгельных ферм (рис- 14 и 15).

Опорные балки крана опираются на опорные столики, приваренные к поясам каждой секции мачты. Опираете производится концевыми валиками, входящими в полукруглые гнезда в вертикальных листах опорных столиков. В свою очередь вертикальный лист столика входит в прорезь, имеющуюся на конце опорных балок. Опорные балки коробчатого сечения имеют откидывающийся передний конец для перестановки крана на новую стоянку. В рабочем положении откидывающаяся часть закрепляется в основной части балок двумя валиками. Нижний из этих валиков неподвижен и является осью, вокруг которой вращается откидывающаяся часть балки. Верхний валик съемный. При повороте конца балки его вынимают и устанавливают при приведении балок в рабочее положение. Опорные балки крепят к опорным консолям и балансирным шпренгельным фермам с помощью осей, это дает возможность балкам поворачиваться в случае приварки опорных столиков на мачте в разных уровнях (в пределах допуска), чем обеспечивается равномерная передача нагрузки на оба опорных столика. Опорные балки имеют два комплекта приваренных проушин с отверстиями для осей. Оси соединяют проушины с балансирами, которые в свою очередь крепятся болтами к опорным консолям и шпренгельным фермам. Это позволяет переставлять опорные балки вдоль их оси дальше или ближе к поясам монтируемой мачты, используя один или другой комплект проушин, что требуется при изменении сечения мачты или необходимости иметь кран ближе или дальше от монтируемой мачты. Кроме перестановки балок вдоль их осей конструкция опорных устройств предусматривает возможность изменения по ширине расстояния между опорными балками. Кран может крепиться к мачтам, имеющим ширину грани 2,8 и 2,5 м, что достигается перестановкой балансиров опорных балок на конструкциях опорных консолей и шпренгельных балансирных ферм. Остальные опорные устройства ствола и обоймы крана также могут переставляться в соответствии с шириной монтируемой мачты.

Универсальность кранов УСПК.-8 грузоподъемностью до 8 т и УСПК-15 (рис. 16) грузоподъемностью до 15 т]

достигается применением комплектов сменных опорных j креплений, позволяющих крепить краны к стволам мачт разного типа с различно расположенными опорными столиками разной конструкции. Крепление осуществляется шарнирно с помощью горизонтальной оси, проходящей в середине трубчатой опорной балки и закрепленной неподвижно к стволу крана. Этот тип крепления крана имеет такие преимущества: опорная балка, являясь балансирной, обеспечивает равномерную передачу; опорных давлений на оба опорный столика мачты даже в случае неокольно неточного их расположения по высо-1 те; опорные балки легко снимать с крана и ставить дру-1 гие (на ту же ось); конструкция опорных устройств кранов (рис. 17) стала проще.

Кран УОПК-8 служит в ос-1 новном для монтажа секций телевизионных мачт сечением 2,5Х;2,5 и высотой 6,75 м. Он имеет три комплекта съемных опорных устройств: для унифицированных сек-1 ций, для секций старого типа, а кроме того, для монтажа сплошностенчатых мачт с секциями из труб диаметром] 1220 мм, длнной 11 м. Грузоподъемность крана 8т на вы-] лете до 3 м определена исходя из максимальной массы \ секций мачт для I—III ветровых районов, а также массы ствола антенны IV диапазона для этих же ветровых. районов в случае монтажа ее технологического оборудования.

Кран УСПК-15 предназначен для монтажа телевизионных мачт такого же типа, но с большей массой сек-1 ций (12 т) для IV и V ветровых районов и антенны IV | диапазона вместе с установленным на земле технологи-1 ческим оборудованием. Масса такой антенны для V вет-1 роволо района достигает 15 т (максимальная грузо-1 подъамность крана). Кран УСПК-15 оснащен двумя комплектами съемных опорных устройств для мачт из унифицированных секций и секций старого типа. Краны УСПК-8 и УСПК-15 имеют повышенную высоту ствола, позволяющую монтировать одновременно две секций мачты высотой 6,75 м с одной стоянки крана. Секции| укрупняют на земле и монтируют за один подъем. Если! суммарная масса двух секций больше грузоподъемности крана, их поднимают последовательно, но с одной стоянки крана. Применение кранов повышенной высоты уменьшает число перестановок кранов 2, а число  подъемов секций — примерно в 1,5 раза, что сокращает трудоемкость монтажа и общие сроки работ.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.