Башенные сооружения

самоподъемные монтажные мачты и порталы для монтажа башенных сооружении

without comments

Для монтажа мачтовых и башенных сооружений в проектном положении методом наращивания применяют самоподъемные монтажные механизмы, монтирующие конструкции и поднимающиеся вверх по мере хода монтажа. Наиболее простыми механизмами являются самоподъемная (переставная) мачта на расчалках и самоподъемный (переставной) портал для монтажа башенных конструкций.

Мачтой на расчалках, как правило, монтируют конструкции россыпью ввиду необходимости иметь значительный вылет (наклон) мачты, при широких башнях и сравнительно небольшой грузоподъемности ее в этих условиях. В верхней, более узкой части башни, где элементы легче, конструкции укрупняют. В зависимости от размеров монтируемого сооружения применяют мачты сплошные из цельнотянутых труб высотой 16, 22 и 29 м или решетчатые сварные из прокатных профилей. Наибольшее распространение получила типовая мачта на расчалках для монтажа типовых телевизионных и радиобашен высотой до 180 м, представляющая собой решетчатый стержень длиной 29 м (рис. 10). Мачта имеет квадратное сечение 500X500 мм, пояса из уголков размером 75x75x8 мм, раскосы из круглого железа диаметром 16 мм и состоит из четырех секций — двух концевых длиной по 7 м и двух промежуточных длиной по 7,5 м. Монтажные стыки секций выполняют на болтах. Нижняя секция мачты имеет шарнирную опору, состоящую из двух горизонтальных осей, расположенных одна к Другой под прямым углом в плане, закрепленных на вертикальном валу-шкворне. Такая конструкция позволяет мачте наклоняться под любым углом во все стороны и, кроме того, поворачиваться вокруг вертикальной оси. Мачту во время монтажа устанавливают на опорный хомут или опорную консоль, имеющую гнездо для шкворня, и крепят к поясу монтируемой башни на расстоянии 2,5—3 м от верха его.

Опорные хомуты имеют вылет 700—1000 мм. Они применяются в тех случаях, когда монтируемая башня не имеет площадок, мешающих установить мачту вблизи пояса башни. При наличии площадок для опирания мачты используют консоли, имеющие вылет 2—2,5 м, позволяющие установить мачту за гранью площадок. Верх мачты удерживается в требуемом положении с помощью четырех расчалок из стальных канатов, идущих на землю к четырем ручным лебедкам. Канаты расчалок мачты крепят к поворотному оголовку, обеспечивающему вращение вокруг оси, выступающему из верхней секции мачты. Изменение наклона мачты во все четыре стороны осуществляется лебедками расчалок. Угол между расчалками и горизонтом должен быть не более 45°. К. консоли (в верхнем конце мачты с помощью гибкого стропа закреплен верхний одноролыный блок грузового полиспаста, запасованного в две нитки. Сбегающая нитка грузового полиспаста идет вдоль мачты к отводному блоку, прикрепленному к нижнему концу мачты также с помощью гибкого стропа. Отсюда канат направляется к низу башни и на лебедку, установленную на земле. Крепление блоков гибкими стропами дает им возможность изменять свое положение в (Пространстве в зависимости от изменения наклона мачты. Применение жесткого крепления блоков или отводных роликов в данном случае неприменимо, так как приводит к выходу каната из канавки роликов при изменении наклона мачты. Для подъема груза применяют электрическую лебедку, устанавливаемую на земле за пределами опасной зоны, канатоемкостью не меньше утроенной высоты монтируемой башни. Перестановку мачты на следующую стоянку производят с помощью специального полиспаста и ручной лебедки, также устанавливаемой на земле вблизи грузовой лебедки. Полиспаст для перестановки мачты имеет верхний неподвижный блок, закрепленный в конструкции башмака или консоли, устанавливаемых на фланце пояса башни, и нижний подвижный блок, прикрепленный стропом к конструкции опорного шарнира мачты. При перестановке мачта поднимается за нижний конец, верхний ее конец направляется расчалками, канаты которых постепенно сматываются с лебедок. Для противодействия опрокидыванию мачты и потери общей устойчивости применяют рамку-обойму, внутри которой мачта скользит при подъеме. Рамку раскрепляют четырьмя канатами- растяжками за пояса башни в местах крепления распорок и раскосов. Во время перестановки мачты необходимо обеспечивать строгую координацию в работе четырех лебедок расчалок и лебедки перестановки мачты. Грузоподъемность мачты зависит от прочности металлоконструкций, механических деталей и применяемого такелажа (блоков, канатов, лебедок), вылета мачты и углов, образуемых между осями мачты расчалок. На рис. 11 показано изменение усилий в мачте и расчалках в зависимости от их взаимного положения. Усилие в грузовом полиспасте не зависит от наклона мачты и определяется только величиной поднимаемого груза.

Усилия в мачте, реакция на опору й усилия в расчалках возрастают по мере увеличения вылета мачты и уменьшения угла между мачтой и задними расчалками. При угле между мачтой и расчалкой менее 15—20° мачта вообще может оказаться неустойчивой; в этом случае работы вести нельзя. Таким образом, грузоподъемность мачты является переменной величиной, зависящей от ее положения. Для монтажа башен в соответствии с проектом производства работ, определяющим стоянки и вылеты мачты, подбирают конструкции мачты и ее такелаж, соответствующий по характеристикам и грузоподъемности тем условиям, в которых мачта будет работать. Обычно грузоподъемность ограничивается 3, 5 и 8 т.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.