Башенные сооружения

ЛЕБЕДКИ

without comments

Лебедки широко применяются на монтаже конструкций как самостоятельный механизм для подъема и перемещения грузов и как составная часть кранов и других монтажных устройств. В зависимости от источника энергии они делятся на ручные и электрические. Лебедки состоят из барабана для намотки каната, зубчатых колес для передачи вращательного усилия от рукоятки или вала от электромотора (редуктора), электромотора (в электрических лебедках), тормоза и общей рамы, на которой укреплены все перечисленные элементы. Характеристика лебедки определяется: источником энергии (ручная или элктрическая); величиной тягового усилия, Н; скоростью наматывания каната, м/мин; канатоемко-стью барабана, м.

Ручные лебедки имеют грузоподъемность 1—10 т. Кроме того, имеются рычажные лебедки грузоподъемностью 1,5—3 т.

Особенности ручных лебедок: скорость навивки каната 0,2—Л м/мин, в случае необходимости она может быть уменьшена до любой величины, что обеспечивает плавное движение груза; увеличение тягового усилия против номинального, т. е. перегрузка практически невозможна, так как при увеличении сопротивления намотке каната вращать рукоятку становится трудно.

Ручные лебедки применяют для натяжения канатов поворота и канатов полиспастов при перестановке самоподъемных кранов, для натяжения полиспастов на стенде вытяжки и испытания оттяжек мачт при натяжении оттяжек мачт в проектное положение и в других аналогичных случаях. Применение электролебедок для поворота кранов приводит к слишком большой скорости поворота, не допускаемой технологией производства работ, а кроме того, вызывает существенные инерционные усилия, требующие расчетной проверки конструкций крана в связи с резким началом и окончанием поворота. Применение ручных лебедок’ для поворота самоподъемных кранов обеспечивает плавность этой операции и не требует проверки конструкций крана на инерционные нагрузки. Использование ручных лебедок для полиспастов натяжения оттяжек мачт и на стенде испытания оттяжек объясняется тем, что, когда оттяжка натянута почти на требуемую силу, при малой подаче каната усилия резко возрастают. Ручная лебедка не может дать существенную перегрузку, поэтому она более безопасна, чем электрическая.,

Рычажные ручные лебедки применяют для некоторых подсобных работ, как, например, подтягивания элементов натяжения для заводки раскосов. Для подъема груза на монтаже мачтовых и башенных сооружений ручные лебедки не применяют.

Электрические лебедки широко применяют на монтажных работах как основной механизм для оснащения кранов и монтажных устройств. Существуют подъемные, тяговые и поворотные электрические лебедки. Обычно применяют подъемные редукторные (реверсивные) лебедки грузоподъемностью 3, 5, 7,5 и 12 т.

В редукторных лебедках соединение барабана с валом электродвигателя осуществляется с помощью зубчатых колес — редуктора. Вращение барабана без вращения электродвигателя невозможно. Спуск груза производят вращением электродвигателя в сторону, обратную подъему, приблизительно с той же скоростью.

Фрикционные электролебедки на монтажных работах применять запрещается.

На монтажных лебедках устанавливают электродвигатель кранового типа, допускающий кратковременную перегрузку в пусковой период. Следует учитывать, что в пусковой период мощность» кранового двигателя возрастает, количество потребляемой электроэнергии увеличивается на 15—20 % -

Пуск и остановку электролебедок осуществляют контролером с пусковым сопротивлением, который позволяет несколько регулировать скорость навивки каната на барабан. Во время работы скорость лебедки постоянна и не меняется. Существуют двухскоростные и многоскоро • стные лебедки, изменение скорости которых достигается за счет использования двух электродвигателей и применения дифференциальной передачи; они применяются только для оснащения крупных кранов. Все монтажные электролебедки снабжаются автоматически действующими тормозами закрытого типа. При выключенном электродвигателе или отсутствии электрического тока тормоза замыкаются и барабан лебедки вращаться не может. При включении электродвигателя тормоза автоматически размыкаются. Как правило, тормоза устанавливают двухколодочные на валу редуктора. Для размыкания тормозов при включенном электродвигателе тормозную систему снабжают педалью. Тормоза должны обеспечивать остановку лебедки при наличии предельного груза как при его подъеме, так и во время спуска.

Все элементы лебедки устанавливают на металлической раме, которая должна быть надежно закреплена, обеспечивая неподвижность лебедки во время работы. Закрепление лебедок при установке их на земле производят к специально устраиваемым якорям. В некоторых случаях (при монтаже крупных сооружений) под монтажные лебедки устраивают бетонные фундаменты. Крепление рам лебедок производят болтами к закладным частям в виде швеллеров, заложенных в бетон фундаментов. Бетонные фундаменты проверяют на устойчивость против опрокидывания и на сдвиг от усилия ходовой нитки, навиваемой на лебедку.

Для монтажа высотных сооружений методом наращивания, когда требуются многочисленные подъемы элементов на большую высоту, чрезвычайно большое значение для производства работ имеет скорость намотки каната. Обычно применяют лебедки со скоростью навивки каната 20—40 м/мин. При использовании лебедки со средней скоростью навивки 30 м/мин подъем груза двух-ниточным полиспастом на высоту 200 м (среднюю высоту подъема при монтаже сооружения высотой 400 м) потребует 14 мин. Столько же времени займет и спуск пустого крюка. В случае применения тихоходной лебедки со средней скоростью навивки каната 5 м/мин время, затрачиваемое только на подъем одного элемента и спуск крюка, составит около 3 ч. Применение тихоходных лебедок для подъема груза в самоподъемных кранах и других устройствах, используемых на монтаже высотных сооружений методом наращивания, нецелесообразно.

Совершенно другое соотношение расходуемого времени три производстве работ по монтажу методом сборки сооружения на земле с последующим подъемом его целиком в проектное положение. В этом случае применение тихоходных лебедок для тягового полиспаста вполне допустимо.

Важной характеристикой лебедки является ее кана-тоемкость. Обычно на барабан подъемной лебедки навивают до пяти слоев каната. При оснащении само-подъемного крана необходимо грузовую лебедку подбирать так, чтобы ее каяатоемкость была не менее длины каната грузового полиспаста крана плюс длина сбегающей нитки от крана до фундамента мачты. Длина каната полиспаста и сбегающей нитки определяется при положении крана на самой верхней, последней стоянке. Длина обегающей нитки добавляется к максимальной длине каната полиспаста, так как при положении крана на первой, самой нижней стоянке весь канат должен быть намотан на барабан лебедки, за исключением горизонтального участка от основания сооружения до лебедки и сравнительно небольшой части каната, находящейся непосредственно на конструкциях крана. Количество каната на барабане лебедки должно быть не менее 2—3 витков.

Навивку каната на барабан-лебедки производят правильными рядами в несколько слоев; беспорядочная навивка недопустима. Для правильной навивки необходимо: расположить барабан лебедки под прямым углом к направлению ходовой нитки, идущей к середине длины барабана; расстояние от ролика, с которого сходит канат, до барабана лебедки должно быть не менее 20-крат-ной длины барабана лебедки.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.