Башенные сооружения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРТОЛЕТОВ НА МОНТАЖЕ

without comments

За последнее десятилетие значительно расширилось использование вертолетов для выполнения некоторых работ по монтажу мачтовых и башенных сооружений.

Положительной особенностью вертолетов при использовании их для этих работ является то, что они способны: производить вертикальный подъем и опускание; в больших пределах менять свою скорость при движении в любом направлении; иметь нулевую скорость, т. е. зависать над определенной точкой. Вертолеты могут вести работы на практически неограниченной высоте (исходя из потребностей строительства), они являются транспортным средством, не зависящим от дорог.

Правильно подготовленная работа производится вертолетами с очень большой скоростью, намного сокращается необходимое на монтаж время по сравнению с требуемым временем при производстве работ крановыми механизмами.

Особенностью вертолетов, чрезвычайно ограничивающей их применение на монтаже, является стоимость их оплаты, составляющая 1000—2500 руб. за каждый.летный час. Необходимо отметить, что стоимость одной машино-смены самоподъемных кранов примерно той же грузоподъемности составляет 50—100 руб.

Поэтому использование вертолетов для ведения монтажных работ должно быть экономически и технически обосновано. Случаи обоснованного применения вертолетов для монтажа могут быть следующими: при ведении работ в труднодоступной местности; при реконструкции какого-либо высотного сооружения; для демонтажа ставшей ненужной радиобашни, расположенной внутри тесно застроенного участка (в Москве).

Эффективность использования вертолета намного возрастает, если имеется группа аналогичных сооружений. Например, необходимо нарастить металлические царги на нескольких вытяжных трубах, расположенных на одной территории. Вертолет, доставив и установив царгу на первой трубе, последовательно доставляет царги для всех труб. За это время закрепляют первые царги на всех трубах. Когда очередь опять дойдет до первой трубы, установленная царга уже закреплена и подготовлена к установке на ней следующей. И так на других трубах. Такой прием работ позволяет намного сократить время работы вертолета на объектах.

Также эффективно вертолет может быть использован при монтаже ряда башен методом поворота вокруг опорного шарнира, например опор ЛЭП или радиорелейных. Опоры должны быть заранее собраны и подготовлены к подъему, а вертолет должен переходить от одной опоры к другой для их подъема поворотом.

Для монтажных рабог в основном используют вертолеты МИ-8, МИ-б и МИ-10К. Максимальная грузоподъемность этих вертолетов на внешней подвеске соответственно 3, 8 и 11 т. Грузоподъемность может несколько меняться в зависимости от метеорологических условий, высоты местности над уровнем моря и количества горючего в баках. Наиболее приспособлен для ведения монтажных работ вертолет МИ-10К (кран). Он имеет внешнюю дополнительную кабину, расположенную внизу под носовой частью фюзеляжа, предназначенную для летчика при работе по монтажу, дающую возможность видеть, что происходит под вертолетом. Общее руководство операциями по монтажу осуществляет по радио наблюдатель, находящийся вне вертолета.

Внешняя подвеска вертолета представляет собой канатную систему, в нижнем конце которой расположен строп с электрозамком для дистанционного расстропли-вания груза. Длина подвески может изменяться.

Опускание груза для наводки на место — дело непростое, так как он под вертолетом колеблется. Если груз длинномерный, он имеет еще свою амплитуду колебания. Вертолет, находясь в воздушной среде, также не стоит точно на месте. Все это требует большого умения от летчика, а кроме того, должна применяться система воронкообразных направляющих и ловителей.