Башенные сооружения

МОНТАЖ КОНСТРУКЦИЙ ОБЕЛИСКА КОСМОНАВТОВ

without comments

Интересным примером монтажа башенных конструкций поворотом вокруг шарнира с помощью падающей стоелы является подъем конструкций монумента покорителям космоса в Москве (рис. 82). Обелиск представляет собой четырехгранную несимметричную решетчатую башню общей высотой 90 м. Передняя грань башни прямолинейная, наклонена к горизонту под углом, а задняя образует криволинейную поверхность.

«Решетчатая конструкция башни состоит из элементов, выполненных из труб и уголков. Соединения поясов (башни выполнены на фланцах. Верхняя часть обелиска украшена макетом ракеты. Вся башня облицована специально профилированными листами из титанового сплава. Облицовку крепили оцинкованными болтами к специально устроенной оцинкованной обрешетке, закрепленной на каркасе. Работы по сборке каркасов и обрешетки для крепления облицовки, а также установка, крепление и подгонка листов самой облицовки составляли большую часть всего объема работ по монтажу, поэтому было принято решение производить сборку обелиска на земле в горизонтальном положении с последующим подъемом в проектное. Это решение было тем более правильным, что облицовка требовала художественной отделки. Сборку конструкций производили на земле. Укрупненные элементы несущего каркаса опирали на шпальные клетки и поддерживали расчалками. Обшивку каркаса титановыми панелями и отделку их производили с подмостей высотой 17 м, движущихся по рельсовому пути вдоль обелиска. Собранный и облицованный обелиск поднимали путем поворота вокругч опорных шарниров с помощью двух падающих стрел высотой 36 м, соединенных между собой распоркой из трубы диаметром 273 мм и образующих таким образом портал. В обе боковые стороны падающий портал был расчален канатами диаметром 26 мм к двум боковым якорям, расположенным на расстоянии 45 м. К этим же якорям расчаливали конструкции поднимаемого обелиска канатами диаметром 30,5 мм с полиспастами грузоподъемностью 30 т.

Падающие стрелы закрепляли к поднимаемому обелиску одиночными тяга-ми из каната диаметром 37 мм в четыре нитки. Такими же тягами стрелы присоединяли через балансирные балки к четырем подъемным полиспастам грузоподъемностью 50 т каждый.

Подъемные полиспасты попарно запасованы общими канатами диаметром 22 м, обе ходовые нитки которых идут на электрические лебедки грузоподъемностью 5 т. Всего установлено четыре электролебедки на специальных якорях. Поднимаемый обелиск был снабжен тормозным полиспастом грузоподъемностью 10 т. В начальный момент подъема падающие стрелы были установлены так, что имели наклон от вертикали на 25—30° в сторону обелиска; в конечный — падающие стрелы оказались наклоненными в обратную сторону на 45°. В связи с такими положениями не требовалось устройство дополнительного полиспаста для дотягивания обелиска; ©се необходимые усилия осуществлялись основными тяговыми полиспастами. При достижении обелиском проектного положения тяги, идущие от оголовка падающих стрел в сторону обелиска и в сторону полиспастов, составляли прямую линию, поэтому не возникало усилие, отрывающее тяги от стрел, в связи с чем узел тяг не отделялся от оголовков стрел. После достижения обелиском проектного положения конструкции его соединяли с ранее поднятыми элементами хвостовой части. Общая масса поднимаемого обелиска составляла 150 т.