Башенные сооружения

Подъем поворотом вокруг шарнира с помощью падающей стрелы

without comments

Подъем поворотом вокруг шарнира с помощью падающей стрелы. Наиболее распространенный способ подъема собранных на земле мачт и башен — подъем и установка их в проектное положение путем вращения вокруг специально устраиваемого шарнира. Чаще всего применяют оборудование, состоящее из тяговых полиспастов и падающей стрелы. Принципиальная схема подъема с помощью падающей стрелы (рис. 77) заключается в том, что собранную горизонтально на земле мачту или башню крепят к поворотному шарниру, установленному так, чтобы после поворота опорные части мачты или башни попадали на фундаменты в проектное положение. Падающую стрелу перед подъемом шарнир-но устанавливают в вертикальном положении на опорную секцию мачты или землю в непосредственной близости от поворотного шарнира. Верхний конец ее соединяют подъемными тягами из стальных канатов с конструкцией поднимаемой мачты или башни.

Падающая стрела при подъеме из вертикального положения приходит в горизонтальное. Узел крепления тяг отделяется от оголовка падающей стрелы, и дальнейший поворот осуществляют тяговым полиспастом без ее участия.

В противоположную сторону от верха падающей стрелы направлен тяговый полиспаст, неподвижный нижний блок которого закреплен к земляному якорю. Здесь установлены тяговые лебедки. Подвижный верхний блок тягового полиспаста с помощью тяг из канатов крепят к оголовку падающей стрелы. При работе тягового полиспаста происходит вращение всей системы вокруг оси поворотного шарнира до достижения мачтой или башней проектного положения. Для обеспечения устойчивости иа плоскости подъема мачту и падающую стрелу оснащают боковыми расчалками. Поднимаемую мачту снабжают тормозным полиспастом, направленным в сторону, противоположную вращению. Тормозной полиспаст натягивают в последний момент подъема. Он предназначен для регулирования положения мачты или башни в плоскости подъема, с тем чтобы не допускать перехода ее за вертикальное проектное положение.

Поворотный шарнир мачты рассчитывают на восприятие опорных реакций, возникающих при подъеме. Вертикальная составляющая опорной реакции в начальный момент подъема имеет минимальное значение и достигает максимума в конце подъема, равного сумме веса сооружения со всем закрепленным на нем такелажем и вертикальных составляющих всех усилий в оттяжках, расчалках тормозных и подъемных полиспастов.

Горизонтальная составляющая опорного шарнира равна горизонтальной составляющей усилия в тяговом полиспасте. Максимальное значение ее возникает в начальный момент подъема при отрыве поднимаемой конструкции от земли. Постепенно горизонтальная составляющая опорной реакции уменьшается и доходит до нуля при вертикальном положении мачты. Горизонтальное усилие, передающееся на поворотный шарнир, должно быть воспринято либо фундаментом, либо специально предназначенными устройствами. В подавляющем большинстве случаев фундамент мачты не способен воспринять горизонтальное усилие, возникающее при подъеме, если он не был специально спроектирован с учетом действия этих сил. Для восприятия горизонтальных сил обычно закладывают тормозные земляные якоря на соответствующее усилие.

Поворотный шарнир (рис. 78) крепят к тормозным якорям с помощью тросовых тяг или стропов, которые должны быть заранее натянуты; земляной якорь необходимо обжать. Для этого в состав тяг включают стяжные муфты (фаркопфы). После сборки поднимаемой мачты и закрепления поворотного шарнира к тягам стяжными муфтами создают предварительное натяжение, примерно равное половине горизонтальной составляющей опорной реакции. В результате натяжения имеющиеся зазоры и неплотности в соединениях тяг и якоря выравниваются, остаточные деформации исчезают и шарнир при подъеме мачты не претерпевает существенного сдвига. В тех случаях, когда поворотный шарнир крепят только к фундаменту, необходимо, чтобы конструкция закрепления обеспечивала передачу усилия без значительного его сдвига. Необходимо производить тщательную проверку закрепления поворотного шарнира от сдвига, так как это устройство играет ответственную роль при подъеме.

Падающая стрела представляет собой сжатый стержень, как правило выполняемый в виде решетчатой конструкции квадратного сечения или из цельнокатаной трубы большого диаметра.

Высота падающей стрелы принимается в пределах 0,25—0,4 высоты поднимаемой конструкции. При увеличении высоты падающей стрелы уменьшается необходимое для подъема усилие в тягах и тяговом полиспасте. Соответственно также уменьшается горизонтальная составляющая усилия в поворотном шарнире. Выбор высоты падающей стрелы производят применительно к каждому конкретному случаю в зависимости от ряда факторов: высоты и веса поднимаемого сооружения, наличия конструкции для падающей стрелы, такелажа, блоков и пр. Конструкции падающей стрелы для удобства транспортирования делят на несколько секций, соединяемых в стыках болтами. Нижняя секция соединяется с шарни-ром, верхняя имеет специально устроенный оголовок В некоторых случаях для изготовления падающих стрел небольшой высоты используют цельнокатаные трубы большого диаметра. Вес такой падающей стрелы больше чем решетчатой, но трудоемкость изготовления меньше! Падающие стрелы из труб могут найти применение для подъема небольших мачт или башен, расположенных на одной площадке недалеко одна от другой, так как транспортирование их на значительное расстояние неудобно. Часто в качестве падающей стрелы применяют шевр. В этом случае боковые расчалки не нужны.

Опирают шевр на два раздельных фундамента или шпальные клетки. Низ конструкций шевра раскрепляют канатами к якорям для восприятия горизонтальных составляющих усилия в шевре, возникающих при подъеме.

Для обеспечения устойчивости падающая стрела и поднимаемая мачта должны быть раскреплены боковыми расчалками. Для того чтобы в течение всего подъема длина расчалок не изменялась, а заданное предварительное натяжение сохранялось, необходимо выполнять следующие требования: расчалки должны быть расположены в плоскости, проходящей через верх падающей стрелы или мачты и через шарнир, вокруг которого производит вращение при подъеме; плоскость расположения расчалок должна быть перпендикулярна плоскости подъема; крепление боковых расчалок к неподвижным точкам на земле — якорям — надо производить на том же уровне, что и шарнир поворота.

Точки крепления боковых расчалок и ось вращения шарнира поворота должны располагаться на одной горизонтальной прямой линии, перпендикулярной вертикальной плоскости вращения поднимаемой конструкции и падающей стрелы. Натяжение боковых расчалок осуществляют с помощью ручной лебедки и каната, временно закрепленного сжимами к канату расчалки, с последующим закреплением расчалки к якорю и окончательным натяжением стяжной муфтой, включенной в состав расчалки. При натяжении боковых расчалок необходимо с помощью специального инструмента вести наблюдение за геометрической правильностью положения падающей стрелы и мачты. Если перечисленные выше требования нарушены или не могут быть выполнены, длину расчалок и, следовательно, их натяжение в процессе поворота изменяют. В этих случаях канаты боковых расчалок должны быть направлены на ручные лебедки, тогда длина их, а также величина усилия натяжения в течение всего подъема будут ими регулироваться.

Эта работа требует большого внимания и точности исполнения, так как расчалки во время подъема уменьшают или увеличивают свою длину в разной степени и неравномерно.

Для обеспечения устойчивости мачты и правильного ее положения в пространстве во время подъема необходимо производить с помощью инструмента наблюдения за мачтой; в соответствии с результатами этих наблюдений работу лебедок расчалок надо корректировать.

Качественный и быстрый ремонт кровли гаража, цены и работы с ней .