Башенные сооружения

монтаж башенных сооружений самоподъемными порталами

without comments

Самоподъемные порталы применяют для монтажа башенных сооружений в тех случаях, когда конструкции башни позволяют производить .на земле предварительное укрупнение их в жесткие, неизменяемые пространственные секции, удобные для подъема. Соединение отдельных секций между собой в проектном положении сравнительно нетрудоемко. Для монтажа конструкций россыпью (поэлементно) монтажный портал не применяют. Порталом нельзя монтировать также конструкции башенных сооружений, выходящие за пределы пространства, охватываемого им. Портал, как правило, имеет значительную грузоподъемность и предназначен для подъема симметричных грузов с центром тяжести, расположенным по его оси симметрии.

Наиболее удобно применение портала при монтаже башенных сооружений призматической формы, имеющих постоянную ширину. Для таких сооружений используют портал постоянного пролета. Для монтажа башенных сооружений, имеющих переменную ширину, использование порталов ограничено, так как в этих случаях требуются порталы с изменяющимися пролетами или с усиленным нижним ригелем, что значительно усложняет их конструкцию и эксплуатацию. Принцип работы порталов (рис. 52) заключается в том, что портал устанавливают на частично смонтированную конструкцию на специально предусмотренные опорные устройства, опираясь на которые он может наклоняться и обе или одну сторону в плоскости, перпендикулярной его собственной плоскости. Изменение наклона портала’ и удержание его в заданном положении производят с помощью расчалок, направленных на землю к полиспастам и лебедкам.

Башенные опоры состоят из двух частей: нижней пирамидальной с размером по низу 13X13 или 18×18 м и верхней призматической квадратного сечения 7,55х Х7,55 м. Башня имеет решетку в форме ромба с панелью размером 8 м. Пояса башни и распорки выполнены из горячекатаных труб, раскосы решетки —из уголков. Стыки поясов башни предусмотрены болтовыми на фланцах, расположенных через 8 м в местах присоединения раскосов. Соединения всех остальных элементов, в том числе присоединение раскосов к поясам, выполняют сваркой. Таким образом, башня может быть разделена на пространственные секции, укрупняемые и свариваемые на земле и соединяемые между собой в проектное положение болтами на фланцах. Монтаж башни производят двумя монтажными механизмами. Нижнюю, пирамидальную часть монтируют без предварительного укрупнения с помощью гусеничного крана или мачты на расчалках, призматическую часть самоподъемным порталом грузоподъемностью 16 т. Портал собирают на земле в горизонтальном положении гусеничным краном и устанавливают на собранную часть башни на опорные столики. Подъем портала на первую рабочую стоянку производят с помощью двух полиспастов для перестановки, входящих в состав его оборудования. Поднятый портал приводят в рабочее положение. Расчалки натягивают с помощью полиспастов и лебедок. Грузовые полиспасты, лебедки и другое оборудование проверяют и подготавливают к работе.

При сборке и установке портала на каждой башке перед выдачей разрешения на пуск в работу производят его техническое освидетельствование.

Конструкции башни перед подъемом порталом укрупняют в пространственные секции на специально организованных сборочных стендах-кондукторах, обеспечивающих удобство сборки и сварки конструкций и правильность их геометрических размеров. Сборочные стенды устанавливают в строго горизонтальном положении у основания башни со стороны расположения портала. Для сокращения общего срока монтажа устраивают два стенда, что позволяет вести работы по сборке и сварке конструкций поточным способом. На стенде, ближе расположенном к башне, следует собирать более тяжелые секции— массой 12—16 т, на дальнем — секции массой до 12 т. При подъеме секций с ближнего стенда портал наклоняют с вылетом не более 6 м в сторону стендов. При подъеме секций с дальнего стенда портал должен занимать вертикальное положение.

Во всех случаях подъем укрупненных секций производят с оттягиванием, осуществляемым электролебедкой грузоподъемностью 5 т. Портал перед подъемом груза устанавливают на нужный вылет (но не более 6 м), грузовые полиспасты натягивают на усилие, близкое к отрыву груза от земли. Одновременно натягивают полиспаст оттяжки. Портал, изменивший свое положение под влиянием натяжения грузовых полиспастов, возвращают с помощью задней расчалки в прежнее положение, одновременно с этим производят отрыв груза от земли. Только после этого с помощью грузовых полиспастов продолжают подъем груза.

При подъеме груза постепенно ослабляют натяжение оттяжки до момента, когда грузовые полиспасты портала станут вертикальными. Затем оттяжку, слабо натянутую, постепенно удлиняют за счет удлинения полиспаста. Необходимо следить за тем, чтобы груз не задевал за конструкцию башни и не раскачивался.

Расстояние между поднимаемым грузом и смонтиро-ваннными конструкциями башни должно колебаться в пределах 0,5—1 м, что достигается попеременными остановками и включением лебедки полиспаста оттяжки. Необходимо следить за равномерностью работы обоих грузовых полиспастов, не допуская перекоса секций при подъеме. При возникновении перекоса одна из грузовых лебедок должна быть на короткое, время остановлена для выравнивания груза. Во время подъема груза наклон (вылет) портала не меняется. При подъеме секции на проектную отметку производят изменение наклона (вылета) портала из положения, имевшегося при подъеме груза, в положение, занимаемое при установке секции, с переходом портала через зенит при вертикальном его положении. Изменение вылета портала осуществляют за счет работы полиспастов обеих его расчалок. Необходимо тщательно следить за равномерной работой расчалок, не допуская их свободного провисания. Нерабочая расчалка должна быть натянута на усилие в 30 кН.

При подходе портала к вертикальному положению натяжение рабочих и нерабочих расчалок должно быть примерно одинаковым. Переход портала через зенит надо осуществлять осторожно, без рывков. Дальнейший наклон портала в сторону установочного вылета должен производиться путем «попускания» передней расчалки, ставшей в этом положении рабочей. Задняя расчалка, оказавшаяся нерабочей, ослабевает.

Перестановку портала на новую стоянку производят с помощью двух полиспастов и направляющих полурамok . Перед перестановкой портала грузовые полиспасты удлиняют до размера 18 м и лебедки затормаживают. Одновременно удлиняют полиспасты расчалок, оставляя их натянутыми на усилие примерно 30 кН и обеспечения вертикальное положение портала. Необходимо следить за равномерностью работы обеих лебедок подъемных полиспастов, не допуская перекоса портала. При проходе нижнего ригеля мимо опорных столиков портал должен быть соответственно наклонен с помощью расчалок и затем после подъема над столиками выровнен для заводки в гнездо столиков. Перестановка и переход портала через зенит должны производиться под непосредственным наблюдением прораба. . Работы разрешается вести при ветре, не превышающем 6 баллов (12 м/с). Весь такелаж и механические узлы портала, лебедки, расчалки, якоря и т. п. должны быть в исправном состоянии. Освидетельствование и профилактический ремонт их надо проводить не реже одного раза в неделю. Кроме того, ежедневно перед началом работ необходимо осматривать и опробовать все оборудование с участием руководителя работ. В случае прекращения работы из-за сильного ветра, а также в конце каждой смены портал приводят в вертикальное положение; грузовые полиспасты с помощью имеющихся на подвижных блоках стропов с замками Смаля застроп-ливают накрест за нижний ригель портала, причем правый полиспаст стропят за левый угол, а левый — за правый. В случае прекращения работы на несколько дней портал нельзя поднимать на последнюю установленную секцию.

Применение портала весьма целесообразно, так как позволяет выполнять на земле трудоемкую работу по укрупнению в пространственные секции отдельных конструктивных элементов, соединение же укрупненных секций в проектном положении наверху не требует больших трудозатрат. При монтаже укрупненными пространственными секциями резко сокращается количество подъемов по сравнению с монтажом отдельными элементами. Кроме того, при применении портала значительно сокращается количество подмостей для ведения монтажных работ на башне и работа по их перестановке.

Конструкция подмостей для укрупнительной сборки секций на земле достаточно проста. Они состоят из одного комплекта стремянок и площадок, стационарно установленных вокруг сборочного кондуктора. Монтаж башни отдельными элементами потребовал бы устройства подмостей у каждого узла в соединениях элементов башни и переноса этих подмостей с яруса на ярус по ходу монтажа.

Однако применение порталов в том виде, как описано выше, с расположением якорей и лебедок для крепления расчалок на расстоянии от оси башни, примерно равном 1,5 высоты башни, вызывает ряд трудностей и возможен при работе на свободной территории. В местах же, где поблизости находятся другие сооружения, или в лесистой местности затруднен, а в некоторых случаях невозможен.

Учитывая это обстоятельство, самоподъемный портал может быть снабжен двумя полурамами для его поворота. Этот портал позволяет вести монтаж башенных сооружений способом, описанным выше, только якоря, к которым крепят полиспасты тяг для наклона портала, можно располагать гораздо ближе к башне, вплоть до самого ее основания (рис. 53). Это обеспечивается тем, что тяги для наклона- портала крепят не к верхнему несущему ригелю портала, а к полурамам, стойки которых прикреплены к нижнему ригелю портала в его шарнирных узлах.

Верх полу рам в свою очередь закреплен короткими канатными тягами к верхнему ригелю портала в тех местах, где ранее крепили поворотные тяги. Полурамы для поворота расположены симметрично по отношению к основной несущей раме портала, по обе стороны, каждая под углом 60° к ней. Ширина полурам равна ширине несущей рамы портала — 9 м. Каждая полурама высотой 14 м состоит из двух стоек и ригеля, выполненных из стальных труб диаметром 273 мм.

Добавление двух полурам хотя и увеличило массу вспомогательных конструкций на 5 т, однако позволило вести монтажные работы в условиях стесненной строительной площадки и с большей степенью безопасности. В некоторых случаях для монтажа башенных каркасов пирамидального очертания применяют специально спроектированные для данных объектов самоподъемные порталы, имеющие размеры по максимальной ширине подлежащей подъему пространственной секции башни, рассчитанные на подъем секции с максимальной массой. В этом случае нижний ригель портала должен представлять собой мощную балку, способную воспринимать изгибающие моменты при работе портала на верхней части башни, где расстояние между опорами для портала будет значительно меньше, чем сохранившийся постоянным пролет портала.

Written by admin

Октябрь 15th, 2010 at 4:59 дп